«Решающим» фактором для курса рубля выступает уровень ключевой ставки, считает замминистра финансов Алексей Моисеев. И ставка же определяет действия крупнейших российских экспортеров по продаже валютной выручки.
Тренд на ослабление рубля наметился во второй половине августа. В середине августа правительство обнулило норматив по продаже валютной выручки крупнейшими экспортерами. В начале сентября ослабление рубля ускорилось: если за первые десять дней с обнуления норматива курс рубля к юаню и доллару ослаб чуть более чем на 1%, то за месяц — уже на 6%, следует из данных торгов Мосбиржи и динамики официальных курсов ЦБ.
Именно уровень ключевой ставки определяет действия крупнейших российских экспортеров, в отношении которых действует указ «Об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами», считает Моисеев. «Мое глубокое убеждение, что на поведение экспортеров больше влияет ставка, чем указ. Потому что когда рублевое финансирование дорогое, то они, естественно, предпочитают продать валютную выручку», — указал он.
После того как 14 августа для крупнейших экспортеров обнулили норматив обязательной репатриации и продажи, объем ее реализации вырос, но одновременно компании вдвое нарастили покупки валюты. В росте покупок валюты со стороны экспортеров нет ничего странного, полагает Моисеев. «Это всегда связь бывает такая, когда надо выгашивать кредит валютный», — пояснил он. По словам Моисеева, экспортеры либо покупают валюту внутри страны для этих целей, либо гасят там.