С начала 2022 года Саратов стал вторым по площади среди всех российских городов. На протяжении последних полутора лет в Саратове идет территориальная реформа, в результате которой в состав областного центра уже вошли почти 80 населенных пунктов. Город увеличил свою площадь более чем в пять раз, и теперь солидная часть его территории – приволжская степь. Местные власти утверждают, что изменения позволят городу претендовать на большие деньги из федерального бюджета. Впрочем, несмотря на расширение, Саратов с населением в 900 тысяч человек так и не смог стать миллионником.
1 января 2022 года вступил в силу региональный закон, в соответствии с которым территория всего Саратовского района одноименной области становится частью муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, мэрия уже анонсировала, что в ближайшее время к областному центру присоединяют еще и часть соседнего Татищевского района. Если в 2020 году территория города составляла чуть менее 400 квадратных километров, то теперь она выросла до 2100 – это на 460 квадратных километров меньше, чем площадь Москвы, и на 660 больше Санкт-Петербурга.
«Это такая старая советская тема – укрупнение. Было же несколько городов, которые вдруг решили сделать миллионниками за счет окрестных деревень. То, что сейчас называется агломерациями. Так сделала Пермь, так сделал Новосибирск. Ничего нового Саратов не выдумал, – говорит в беседе с корреспондентом «Вот Так» политолог и автор телеграм-канала «Давыдов. Индекс» Леонид Давыдов. – В принципе, это заявка на проект. Давайте делать миллионник. Ты можешь делать какие-то общие рекреации, у тебя много жителей, у тебя соответственно много потенциальных трудящихся, ты можешь приглашать фирмы, бизнес открывать и так далее. То есть переломить эту судьбу, когда злобные писатели XIX века писали про саратовскую глушь».
В свою очередь, саратовский политолог Игорь Семенов уверен, что территориальная реформа свидетельствует в первую очередь о кризисе управления.
«Расширение города не обосновано ничем. Саратов – вымирающий город. Последние два десятилетия никаких намеков на развитие нет, но в это время идет расширение. Оно не вызвано объективными экономическими или социальными причинами. Причины исключительно политические: нужно показывать руководителям успехи, а когда их нет – начинаются “потемкинские деревни”. В руководстве страны есть идея: строить агломерации в Сибири. Решили посмотреть, как это выйдет у Саратова. Пускай набьют шишки, если им так надо», – считает Семенов.
Протесты в селах
Еще во времена Советского Союза к Саратову хотели присоединить крупнейший город-спутник – Энгельс. По замыслу, общее население должно было достигнуть миллиона человек, что привело бы к лучшему снабжению товарами и строительству метрополитена. В 2007 году с этой же идеей выступил кандидат в депутаты Саратовской областной думы Александр Сидоренко, который предложил назвать новый город Путин или Гагарин. Впрочем, каждый раз эта инициатива сталкивалась с сопротивлением как рядовых жителей Энгельса, так и местных элит – города так и не объединили.
Нынешнее расширение началось летом 2020 года, когда мэрия Саратова опубликовала письмо жителей поселка Калашникова, граничащего с городом на юге. Сельчане, судя по заявлению властей, попросились в областной центр сами, когда встретиться с ними вдруг приехал заместитель главы Саратова Максим Сиденко.
В течение следующих месяцев с аналогичной просьбой в адрес городских властей от имени жителей обратились депутаты сельских советов муниципальных образований Багаевка, Александровка и Красный Текстильщик, а затем и сел Рыбушки и Синенькое. Процедура присоединения предполагала проведение общественных слушаний, а затем – голосование сельских депутатов. Именно тогда инициаторы расширения Саратова столкнулись с самыми серьезными трудностями.
Источник